S1eepy ([info]jackcl) wrote,
@ 2009-04-03 13:56:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current mood: tired
Entry tags:book, justlife, writers

...
Ну вот умерла Наталья Леонидовна Трауберг. Культовая старушка с добрыми и ласковыми глазами, совершенно уникальный переводчик. "Недавно в Оксфорде меня спросили: "Если бы вам не надо было зарабатывать деньги, кого бы вы переводили?"... Что ж, в таком случае я бы переводила только Вудхауза и Честертона. Это и есть мои любимые авторы". Да.
Блоги мгновенно запестрели скорбными стонами. Я не только про жужу говорю, а вообще про блоги, посмотрел.
Ах, мол, как же так?! Да как же мы без вас, Наталья Леонидовна?! Да мы же фсе без вас умрем от бескультурья. Горе, мол, несчастье.
А много ли уважаемые блоггеры писали о том, как она болела? Как переносла несколько тяжелейших операций? Как попала умирать в хоспис?
Нет. Не интересно. Ну болела, ну операции там, ну в хосписе без сознания... Не умерла же в самом деле. Писали - единицы. Скормненько. Никаких топов. Никакого шума. Мало ли таких "траубергов"? О каждом писать - в топ не попадешь.
А вот как умерла - это повод! Об этом надо обязательно! Чтобы отметиться. Торжественно вписать свой ник в книгу Безутешно Скорбящих. Влится, таксзать, в дружные ряды ценителей культуры, оплакивающих утрату.. И еще раз - да.
Человечество со временем не меняется. То есть совсем.


ps. Во всем этом интересен и еще один пост, на который (хотя часть людей посчитала его кощунственным) не могу не дать ссылку.




(12 comments) - (Post a new comment)


[info]meat_eater
2009-04-03 07:40 am UTC (link)
Злобный такой постец по ссылке. Любят у нас в России над мёртвыми измываться, да?

(Reply to this) (Thread)


[info]jackcl
2009-04-03 07:46 am UTC (link)
Отрешаясь от темы недавно усопших и факта появления поста в неподходящий с точки зрения христианской морали момент, хочу заметить, что сам разбор перевода дает пищу для размышлений. Честно говоря, при чтении Вудхауза в ее переводах (а других и не видел) меня почему-то постоянно смущало это ощущение практически неправдоподобной гладкости (если не сказать - бедности) стилистики, которой при просмотре Фрай-Лоривского сериала не было и в помине. Теперь знаю почему смущало.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]emdrone
2009-04-03 08:08 am UTC (link)
Фрай и Лори создали классические образы, это теперь канон, который не перебить десятки лет.
Хотя оба увлекались Вудхаузом еще с университетских и даже школьных лет, их интерпретации появились не на ровном месте. Например, до сего дня по БиБиСи крутят радиоспектакли 70-80 годов, в которых известный комик слепил того самого Бёрти Вустера, быстро говорящего и абсолютно узнаваемого в фильме с Лори.
Но если на "каноническое" представление Вустера наткнулись раньше, то Дживз Стивена Фрая просто бесподобен. В старых спектаклях у него голос человека лет 40 - в оригинале оба, и хозяин и слуга, примерно одного возраста, как и случилось в жизни и в фильме с Фраем/Лори.
Дживз, мягко прочищающий горло дабы привлечь внимание, звук, который Вудхауз описывает подобным "кашлю овцы", у радиоактера резок и неприятен. В старых фильмах (видел несколько) Дживз и выглядит "неправильно".
Создание признаваемого сотнями тысяч канона - всегда чудо, которое случается не так часто.
Дейвид Суше "сделал" канонического Пуаро; забылимяактрисы - абсолютно бесподобную Мисс Ма(р)пл. До сего дня поклонники ведут войны о каноническом Шерлоке Холмсе (но для меня непревзойденный Ватсон - Соломин с его "игрой лицом" и потрясающе точной иронией).
Стивен Фрай - бесспорный, надолго, канонический Дживз. Собственно его дальнейшая популярность вся построена на успехе в серии по Вудхаузу.

Так что примите эту длинную тираду как необходимое объяснение того факта, что (даже если подстрочник и озвучка недотягивают, не знаю, русских версий не видел) интерпретация Фрая и Лори - как раз абсолютное, химически точное "то", которое донесено их лицами, жестами и образами в целом намного сильнее, чем это мог бы сделать простой книжный перевод.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]jackcl
2009-04-03 08:19 am UTC (link)
Спасибо большое :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]narat
2009-04-03 12:50 pm UTC (link)
Cлушайте, она умирала в хосписе, но не одна, а с ней все время была дочь, и друзья приходили помогать. А в хосписе был тот уход, который сложно порой обеспечить дома. Она тяжело болела и умерла, и все.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]jackcl
2009-04-03 01:01 pm UTC (link)
Абсолютно никаких у меня претензий ни по поводу дочери, ни по поводу друзей, ни по поводу ухода в хосписе. Верю, что делали то что нужно было и то что могли и что ничего лучшего и сделать было нельзя. Пост не про это и не про какие-то претензии ко всем этим людям, перечитайте внимательно, пожалуйста. Пост про то, что людей блоггеры предпочитают замечать только когда те уходят.
Впрочем, у нашей стране и ветеранов-то вспоминают разве что на 9 мая, девушек - на 8 марта, ну и так далее и тому подобное. Любим мы, чтобы была официальная дата, чтобы по расписанию, всем миром... Да.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]narat
2009-04-03 01:36 pm UTC (link)
хорошо, простите тогда

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]jackcl
2009-04-03 11:29 pm UTC (link)
это вы извините, если ненароком расстроил

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]narat
2009-04-06 06:41 am UTC (link)
Нет, это Вам же решать. Я не была с ней даже знакома, к сожалению, просто я знаю, что ей постоянно звонили, и очень горевали. Так что не знаю, стоило ли во время ее болезни что-н писать. Ну да ладно. Я неправильно Вас поняла.

(Reply to this) (Parent)


[info]graf_g
2009-04-03 10:59 pm UTC (link)
Вы неправы. Когда шесть лет назад Наталья Леонидовна находилась в ожидании операции, очень многие в ЖЖ откликнулись на призыв собрать денег, и именно благодаря этому необходимую сумму удалось собрать довольно быстро.

(Reply to this) (Thread)


[info]jackcl
2009-04-03 11:28 pm UTC (link)
Вполне возможно, что я где-то погорячился, не спорю.
Но ЖЖ шестилетней давности, насколько я его помню, и нынешний ЖЖ - вещи практически несопоставимые. Не говоря уж о других блоговых площадках.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]graf_g
2009-04-03 11:41 pm UTC (link)
Согласен, и простите, если резко получилось.

(Reply to this) (Parent)


(12 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…